Дискуссионный клуб "Дебаты" Гимназии №63, Санкт-Петербург |
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 63 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Динамика развития российской образовательной системы вообще и отдельного образовательного учреждения, в частности, определяется множеством факторов, наиболее значимыми из которых являются: инновационные процессы, осуществляемые в образовательной среде, потребность в реализации определённых идей, постоянная самооценка и рефлексия на различных уровнях образовательной системы.
Многие ученые и педагоги-практики в России отмечают, что в процессе модернизации образования необходимо реализация ряда условий, базовыми из которых являются:
Данная программа направлена на реализацию личностно-ориентированного процесса, при котором максимально учитываются интересы, склонности, и способности старшеклассников. Основной акцент курса ставится на приоритете освоения учащимися способов действий. Программа имеет социально-педагогическую направленность, уровень освоения – общекультурный.
Новизна программы заключается в том, что учащиеся овладевают новыми знаниями в процессе ведения дискуссии, чего ранее не было на уроках. Именно практика живого спора помогает детям преодолеть внутреннюю скованность, овладеть основами логики и риторики, которые необходимы для социализации ребенка и развития в целом. Подобные навыки особенно востребованы учащимися, которые в дальнейшем планируют посвятить себя социальным наукам.
Актуальность программы определяется необходимостью развития общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся в соответствии с ФГОС не только в учебной, но и во внеучебной работе. Основной проблемой, с которой сталкивается система образования и воспитания в современной России, является отсутствие у российских школьников и студентов навыков самопрезентации, а также малоразвитые коммуникативные компетенции, по сравнению с их сверстниками в других странах. Технология дебаты помогает разрешить данную проблему. В частности позволяет: 1. Формировать объективную картину мира, основанную на плюрализме источников и концепций. 2. Развивать личные качеств – прежде всего навыки ораторского искусства и метода убеждений. 3. Приобретать навыки командной работы и работы в больших группах. 4. Формировать навыков дискуссии и диалога, уважительное отношение к собеседнику, умение использовать аргументацию и доказательную базу при публичных выступлениях. 5. Получать навыки публичного выступления.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что благодаря представленной образовательной программе выполняются несколько функций: 1. Расширение границ изучения таких дисциплин как обществознание и история на заданном стандартном уровне. Программа «Основы теории и практики ведения дискуссий» помогает закрепить и углубить уровень знаний по обществознанию, истории и другим дисциплинам, применить эти знания путём подготовки публичных дискуссий по значимым для общества проблемам. 2. Обеспечивается реализация познавательных интересов школьников, выходящих за рамки традиционных предметов школьного курса. 3. Осуществляется личностно-ориентированный подход в обучении. То есть учитываются индивидуальные склонности и способности учащихся и создаются условия для обучения их в соответствии с профессиональными интересами. Целью программы является развитие компетенций учащегося, которые позволят эффективно использовать возможности технологии открытой дискуссии («дебаты») для развития навыков ораторского искусства и умения строить конструктивный диалог.
Задачи программы: • обучение приемам работы с источниками информации (книги, газеты, СМИ, сеть Интернет и т.д.); • обучение навыкам построения логических схем на основе теории аргументации; • обучение методикам публичного выступления; • обучение оценки публичного выступления.
Технология «Дебаты» предполагает активное включение самого ребёнка в поисковую познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации, а также совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых. Социализирующее значение программы выражается в приобщении учащихся к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания. Воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам.
Особенностью программы является то, что она с одной стороны основывается на знаниях, полученных учащимися в ходе изучения обязательной программы обществознания и истории, а с другой стороны активизирует познавательную деятельность школьников, расширяя тем самым рамки обязательного курса. Работа в команде позволяет повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся, подготовка к соревнованиям способствует самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности, что создает положительную мотивацию обучения на планируемом профиле.
Условия реализации образовательной программы: учащиеся в возрастном диапазоне 12-18 лет, принимаются все желающие, без проведения предварительного отбора, группы формируются разновозрастные, допускается дополнительный набор обучающихся на второй, третий и т.д. годы обучения на основании результатов прослушивания и собеседования.
Сроки и режим реализации программы: программа рассчитала на 4 года по 3 часа в неделю, по 108 часов на каждый год.
Занятия проводятся в группах. В процессе работы используются различные способы организации занятий: анализ источников информации и живых речей выступающих, просмотр видеозаписей дискуссий, проведения тренингов и командных соревнований, участие в турнирах. Также используются объяснительно-иллюстративные метод обучения, когда учащиеся овладевают основами логического построения речи, частично-поисковый метод, когда учащиеся ищут необходимую информацию в СМИ, сети Интернет по определенным темам при подготовке и исследовательский метод, когда учащиеся готовят материалы к чемпионату. Формы занятий Занятия проводятся в группах. В процессе работы используются различные формы организации занятий: 1) объяснительно-иллюстративные метод обучения, когда учащиеся овладевают основами логического построения речи при анализе источников информации и живых речей выступающих, просмотр видеозаписей дискуссий совместно с педагогом; 2) частично-поисковый метод, когда учащиеся ищут необходимую информацию в СМИ, сети Интернет по определенным темам при подготовке; 3) исследовательский метод, когда учащиеся самостоятельно готовят материалы к чемпионату. Основные принципы организации занятий: - открытость; - активность на основе внутренней мотивации; - совместная деятельность; - партнерство; - адаптивность; - вариативность; - диалогичность; - ориентация на самообразование и самообучение учащихся.
Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса: 1. Задания; 2. Задания для выполнения практических работ; 3. Организация проектной деятельности. Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса: 1. Раздаточный материал для практических работ. 2. Мультимедийная техника для практических занятий.
Ожидаемый результат В результате прохождения образовательной программы обучающиеся, успешно освоившие программу, будут обладать следующими профессиональными компетенциями, включающими в себя способность/готовность: 1. Знать основные понятия, связанные с технологией «Дебаты», её базовые технологические шаги и приемы. 2. Будут уметь применять интерактивные методики «дебатов» в практической деятельности. 3. Будут уметь трансформировать технологию «дебаты» в зависимости от предметной области.
Формы отчётности по изучению курса (по выбору учащегося): 1. Написание аргументационного эссе (кейса) на заданную тему 2. Публичное выступление в составе команды 3. Защита подготовленного кейса в формате дебатов Линкольна-Дугласа
В процессе 1 года обучения учащиеся овладевают следующими знаниями:
умениями:
В процессе 2 года обучения учащиеся овладевают следующими знаниями:
умениями:
В процессе 3 года обучения учащиеся овладевают следующими знаниями:
умениями:
В процессе 4 года обучения учащиеся овладевают следующими знаниями:
умениями:
Подведение итогов реализации программы по выбору учащихся проходит в форме участия в соревновании районного, городского или более высокого уровня. Также возможна подготовка системы аргументов (кейса) в защиту и против выдвинутой темы (с детальной проработкой системы поддержек на основе анализа источников информации) и защита подготовленной работы в форме дебатов один на один (формат Линкольна-Дугласа).
2. Учебно-методический план дополнительной образовательной программы дискуссионный Клуб «дебаты»
1-й год бучения
2-й год бучения
3-й год бучения
4-й год бучения
Ожидаемые результаты освоения программы: ü освоившие программу слушатели будут знать основные понятия, связанные с концепцией и технологией «Дебаты», базовые технологические шаги и приемы ü будут уметь применять интерактивные методики «дебатов» в практической деятельности. ü будут уметь модифицировать технологию «дебаты» в зависимости от предметной области 3. Содержание программы 1-й год обучения 1 "Подготовка к диалогу": основы исследовательской деятельности в дебатах 1.1 Источники информации Приближение к теме исследования источники информации, их виды, классификации, приемы работы 1.2 Термины Подход к терминам, поиск противоречивых моментов 1.3 Работа с текстами Приемы критического чтения. Формы, методы и приёмы организации материала. 1.4 Методика аргументативного эссе Написание аргументационного эссе 2 Основы публичного выступления в дебатах 2.1 Методика подготовки к публичному выступлению var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } } |
Обратная связь |
© spbdebate63 |