Дискуссионный клуб "Дебаты" Гимназии №63, Санкт-Петербург

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 63 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА

 

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Динамика развития российской образовательной системы вообще и отдельного образовательного учреждения, в частности, определяется множеством факторов, наиболее значимыми из которых являются: инновационные процессы, осуществляемые в образовательной среде, потребность в реализации определённых идей, постоянная самооценка и рефлексия на различных уровнях образовательной системы.

 

Многие ученые и педагоги-практики в России отмечают, что в процессе модернизации образования необходимо реализация ряда условий, базовыми из которых являются:

  1. Расширение образовательного пространства учащихся, предполагающего больший уровень самостоятельной активности.
  2. Расширение видов познавательной и социально-значимой  деятельности, в которых учащиеся могут принять участие как индивидуально, так и коллективно.

 

Данная программа направлена на реализацию личностно-ориентированного процесса, при котором максимально учитываются интересы, склонности, и способности старшеклассников. Основной акцент курса ставится на приоритете освоения учащимися способов действий. Программа имеет социально-педагогическую направленность, уровень освоения – общекультурный.

 

Новизна программы заключается в том, что учащиеся овладевают новыми знаниями в процессе ведения дискуссии, чего ранее не было на уроках. Именно практика живого спора помогает детям преодолеть внутреннюю скованность, овладеть основами логики и риторики, которые необходимы для социализации ребенка и развития в целом. Подобные навыки особенно востребованы учащимися, которые в дальнейшем планируют посвятить себя социальным наукам.

 

Актуальность программы определяется необходимостью развития общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся в соответствии с ФГОС не только в учебной, но и во внеучебной работе.

Основной проблемой, с которой сталкивается система образования и воспитания в современной России, является отсутствие у российских школьников и студентов навыков самопрезентации, а также малоразвитые коммуникативные компетенции, по сравнению с их сверстниками в других странах.

Технология дебаты помогает разрешить данную проблему. В частности позволяет:

1. Формировать объективную картину мира, основанную на плюрализме источников и концепций.

2. Развивать личные качеств – прежде всего навыки ораторского искусства и метода убеждений.

3. Приобретать навыки командной работы и работы в больших группах.

4. Формировать навыков дискуссии и диалога, уважительное отношение к собеседнику, умение использовать аргументацию и доказательную базу при публичных выступлениях.

5. Получать навыки публичного выступления.

 

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что благодаря представленной образовательной программе выполняются несколько функций:

1. Расширение границ изучения таких дисциплин как обществознание и история на заданном стандартном уровне. Программа «Основы теории и практики ведения дискуссий» помогает закрепить и углубить уровень знаний по обществознанию, истории и другим дисциплинам, применить эти знания путём подготовки публичных дискуссий по значимым для общества проблемам.

2. Обеспечивается реализация познавательных интересов школьников, выходящих за рамки традиционных предметов школьного курса.

3. Осуществляется личностно-ориентированный подход в обучении. То есть учитываются индивидуальные склонности и способности учащихся и создаются условия для обучения их в соответствии с профессиональными интересами.

Целью программы является развитие компетенций учащегося, которые позволят эффективно использовать возможности технологии открытой дискуссии («дебаты») для развития навыков ораторского искусства и умения строить конструктивный диалог.

 

Задачи программы:

•          обучение приемам работы с источниками информации (книги, газеты, СМИ, сеть Интернет и т.д.);

•          обучение навыкам построения логических схем на основе теории аргументации;

•          обучение методикам публичного выступления;

•          обучение оценки публичного выступления.

 

Технология «Дебаты» предполагает активное включение самого ребёнка в поисковую познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации, а также совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых. Социализирующее значение программы выражается в приобщении учащихся к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания. Воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам.

 

Особенностью программы является то, что она с одной стороны основывается на знаниях, полученных учащимися в ходе изучения обязательной программы обществознания и истории, а с другой стороны активизирует познавательную деятельность школьников, расширяя тем самым рамки обязательного курса. Работа в команде позволяет повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся, подготовка к соревнованиям способствует самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности, что создает положительную мотивацию обучения на планируемом профиле.

 

Условия реализации образовательной программы:

учащиеся в возрастном диапазоне 12-18 лет, принимаются все желающие, без проведения предварительного отбора, группы формируются разновозрастные, допускается дополнительный набор обучающихся на второй, третий и т.д. годы обучения на основании результатов прослушивания и собеседования.

 

Сроки  и режим реализации программы: программа рассчитала на 4 года по 3 часа в неделю, по 108 часов на каждый год.

 

Занятия проводятся в группах. В процессе работы используются различные способы организации занятий: анализ источников информации и живых речей выступающих, просмотр видеозаписей дискуссий, проведения тренингов и командных соревнований, участие в турнирах. Также используются объяснительно-иллюстративные метод обучения, когда учащиеся овладевают основами логического построения речи, частично-поисковый метод, когда учащиеся ищут необходимую информацию в СМИ, сети Интернет по определенным темам при подготовке и исследовательский метод, когда учащиеся готовят материалы к чемпионату.

Формы занятий

Занятия проводятся в группах. В процессе работы используются различные формы организации занятий:

1)         объяснительно-иллюстративные метод обучения, когда учащиеся овладевают основами логического построения речи при анализе источников информации и живых речей выступающих, просмотр видеозаписей дискуссий совместно с педагогом;

2)         частично-поисковый метод, когда учащиеся ищут необходимую информацию в СМИ, сети Интернет по определенным темам при подготовке;

3)         исследовательский метод, когда учащиеся самостоятельно готовят материалы к чемпионату.

Основные принципы организации занятий:

-           открытость;

-           активность на основе внутренней мотивации;

-           совместная деятельность;

-           партнерство;

-           адаптивность;

-           вариативность;

-           диалогичность;

-           ориентация на самообразование и самообучение учащихся.

 

Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса:

1.         Задания;

2.         Задания для выполнения практических работ;

3.         Организация проектной деятельности.

Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса:

1.         Раздаточный материал для практических работ.

2.         Мультимедийная техника для практических занятий.

 

Ожидаемый результат

В результате прохождения образовательной программы обучающиеся, успешно освоившие программу, будут обладать следующими профессиональными компетенциями, включающими в себя способность/готовность:

1. Знать основные понятия, связанные с технологией «Дебаты», её базовые технологические шаги и приемы.

2. Будут уметь применять интерактивные методики «дебатов» в практической деятельности.

3. Будут уметь трансформировать технологию «дебаты» в зависимости от предметной области.

 

Формы отчётности по изучению курса (по выбору учащегося):

1.         Написание аргументационного эссе (кейса) на заданную тему

2.         Публичное выступление в составе команды

3.         Защита подготовленного кейса в формате дебатов Линкольна-Дугласа

 

В процессе 1 года обучения учащиеся овладевают следующими знаниями:

  • о разновидностях источников информации и методами их использования
  • о структуре публичного выступления
  • о логических ошибках

умениями:

  • логически строить аргументы
  • задавать вопросы и использовать их в опровержении
  • выстраивать стратегию утверждения и опровержения

В процессе 2 года обучения учащиеся овладевают следующими знаниями:

  • формата дебатов Карла Поппера по ценностным аргументам
  • формата Карла Поппера с элементами политического кейса
  • формата Всемирного школьных дебатов с элементами парламентских дебатов

умениями:

  • спорить по ценностям
  • спорить по предложенным планам
  • спорить по ценностям с использованием плановой модели

В процессе 3 года обучения учащиеся овладевают следующими знаниями:

  • формата Американских парламентских дебатов
  • формата Британских парламентских дебатов

умениями:

  • ведения парламентского спора

 

В процессе 4 года обучения учащиеся овладевают следующими знаниями:

  • о функционировании парламента
  • о функциях судьи

умениями:

  • вести коллективный спор
  • вести судейский протокол школьных и парламентских дебатов

Подведение итогов реализации программы по выбору учащихся проходит в форме участия в соревновании районного, городского или более высокого уровня. Также возможна подготовка системы аргументов (кейса) в защиту и против выдвинутой темы (с детальной проработкой системы поддержек на основе анализа источников информации) и защита подготовленной работы в форме дебатов один на один (формат Линкольна-Дугласа).

 

2. Учебно-методический план

дополнительной образовательной программы

дискуссионный Клуб «дебаты»

 

1-й год бучения

п/п.

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе:

Форма контроля

Лекции

Практические занятия

1

"Подготовка к диалогу": основы исследовательской деятельности в дебатах

18

4

14

проектное задание

1.1

Источники информации

 

4

 

 

1.2

Термины

 

 

4

 

1.3

Работа с текстами

 

 

4

 

1.4

Методика аргументативного эссе

 

 

6

 

2

Основы публичного выступления в дебатах

4

 

4

Тестовое задание

2.1

Методика подготовки к публичному выступлению

 

 

2

 

2.2

Публичные выступления

 

 

2

 

3

Логика и аргументация при ведении публичной дискуссии

8

4

4

Тестовое задание

3.1

Законы логики

 

4

 

 

3.2

Логические модели и ошибки

 

 

2

 

3.3

Утверждение и опровержение

 

 

2

 

4

Вопросы в дебатах: стратегия и тактика задавания и ответов

4

 

4

Мини-кейс

4.1

Построение вопросов и ответов

 

 

2

 

4.2

Работа с вопросами

 

 

2

 

5

Подготовка к соревнованиям

34

9

25

Соревнование

5.1

Формирование команд

 

 

2

 

5.2

I этап – подготовительный

 

1

2

 

5.3

II этап – теоретические занятия

 

3

 

 

5.4

III этап – поисковый

 

1

4

 

5.5

IV этап – донесение предварительно обработанной информации

 

 

4

 

5.6

V этап – написание кейсов

 

1

3

 

5.7

VI этап – «вёрстка кейсов»

 

1

3

 

5.8

VII этап – составление банка поддержек и банка вопросов

 

1

2

 

5.9

VIII этап – тренировочные игры

 

1

5

 

ВСЕГО

68

17

51

 

 

2-й год бучения

п/п.

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе:

Форма контроля

Лекции

Практические занятия

1

Дебаты Карла Поппера (ДКП): сценарий игры и судейство

 

14

6

8

Мини-кейс

1.1

Определения и формулировка темы

 

 

1

 

 

1.2

Сбор и обработка информации. Построение сюжета доказательства

 

 

1

2

 

1.3

Принципы построения аргумента

 

 

1

2

 

1.4

Стратегии отрицания в ДКП

 

 

1

2

 

1.5

Перекрестные вопросы в ДКП

 

 

1

2

 

1.5

Роли спикеров и их успех в ДКП

 

 

1

 

 

2

Формат Карла Поппера с элементами политического кейса

10

4

6

Мини-кейс

2.1

Построение полиси-кейса

 

 

1

1

 

2.2

Стратегии утверждения в полиси-дебатах

 

1

1

 

2.3

Стратегии отрицания в полиси-дебатах

 

1

1

 

2.4

Подготовка кейсов

 

 

1

3

 

3

Всемирный формат школьных дебатов (ВФШД)

10

4

6

Тестовое задание

3.1

ВФШД: роли спикеров

 

 

1

2

 

3.2

Содержание, стратегия и стиль игры

 

 

1

2

 

3.3

Информационные запросы

 

1

2

 

3.4

Принципы судейства, плюсы и минусы ВФШД

 

 

1

 

 

4

Подготовка к соревнованиям

34

9

25

Соревнование

4.1

Формирование команд

 

 

2

 

4.2

I этап – подготовительный

 

1

2

 

4.3

II этап – теоретические занятия

 

3

 

 

4.4

III этап – поисковый

 

1

4

 

4.5

IV этап – донесение предварительно обработанной информации

 

 

4

 

4.6

V этап – написание кейсов

 

1

3

 

4.7

VI этап – «вёрстка кейсов»

 

1

3

 

4.8

VII этап – составление банка поддержек и банка вопросов

 

1

2

 

4.9

VIII этап – тренировочные игры

 

1

5

 

ВСЕГО

68

23

45

 

 

 

3-й год бучения

п/п.

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе:

Форма контроля

Лекции

Практические занятия

1

Американский формат парламентских дебатов (АФПД)

10

2

8

Тестовое задание

1.1

АФПД: роли спикеров

 

 

1

4

 

1.2

Отличия АФПД от дебатов Карла Поппера

 

1

4

 

2

Британский формат парламентских дебатов (БФПД)

24

6

18

Тестовое задание

2.1

БФПД: обязанности игроков

 

 

2

2

 

2.2

Резолюция и интерпретация в БФПД

 

 

1

4

 

2.3

Кейс первого правительства в БФПД

 

 

1

4

 

2.4

Стратегии 1 и 2 Оппозиции в БФПД

 

 

1

4

 

2.5

Второе правительство и позитивное расширение кейса в БФПД

 

 

1

4

 

3

Подготовка к соревнованиям

34

9

25

Соревнование

3.1

Формирование команд

 

 

2

 

3.2

I этап – подготовительный

 

1

2

 

3.3

II этап – теоретические занятия

 

3

 

 

3.4

III этап – поисковый

 

1

4

 

3.5

IV этап – донесение предварительно обработанной информации

 

 

4

 

3.6

V этап – написание кейсов

 

1

3

 

3.7

VI этап – «вёрстка кейсов»

 

1

3

 

3.8

VII этап – составление банка поддержек и банка вопросов

 

1

2

 

3.9

VIII этап – тренировочные игры

 

1

5

 

ВСЕГО

68

17

51

 

 

 

4-й год бучения

п/п.

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе:

Форма контроля

Лекции

Практические занятия

1

Модель парламента: коллективные дебаты

 

4

2

2

Тестовое задание

2

Основы судейства в дебатах

 

6

6

 

Тестовое задание

2.1

Судейская философия

 

2

 

 

2.2

Судейский протокол

 

2

 

 

2.3

Ведение игры

 

2

 

 

3

Подготовка к соревнованиям

34

9

25

Соревнование

3.1

Формирование команд

 

 

2

 

3.2

I этап – подготовительный

 

1

2

 

3.3

II этап – теоретические занятия

 

3

 

 

3.4

III этап – поисковый

 

1

4

 

3.5

IV этап – донесение предварительно обработанной информации

 

 

4

 

3.6

V этап – написание кейсов

 

1

3

 

3.7

VI этап – «вёрстка кейсов»

 

1

3

 

3.8

VII этап – составление банка поддержек и банка вопросов

 

1

2

 

3.9

VIII этап – тренировочные игры

 

1

5

 

4

Школьный чемпионат

24

 

24

Чемпионат

4.1

Отборочные игры

 

 

10

 

4.2

Четвертьфинал

 

 

8

 

4.3

Полуфинал

 

 

4

 

4.4

Финал

 

 

2

 

ВСЕГО

68

17

51

 

 

Ожидаемые результаты освоения программы:

ü освоившие программу слушатели будут знать основные понятия, связанные с концепцией и технологией «Дебаты», базовые технологические шаги и приемы

ü будут уметь применять интерактивные методики «дебатов» в практической деятельности.

ü будут уметь модифицировать технологию «дебаты» в зависимости от предметной области

3. Содержание программы

1-й год обучения

1 "Подготовка к диалогу": основы исследовательской деятельности в дебатах

1.1 Источники информации Приближение к теме исследования источники информации, их виды, классификации, приемы работы

1.2 Термины Подход к терминам, поиск противоречивых моментов

1.3 Работа с текстами Приемы критического чтения. Формы, методы и приёмы организации материала.

1.4 Методика аргументативного эссе Написание аргументационного эссе

2 Основы публичного выступления в дебатах

2.1 Методика подготовки к публичному выступлению

var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

© spbdebate63

Создать бесплатный сайт с uCoz